Добрый день! Сегодня мы рисуем пейзаж «Поля Тосканы на закате». В этом референсе меня привлекли потрясающие яркие осенние краски и необычная своей лаконичностью и некоторой графичностью композиции.
Попробуем воплотить эту красоту в акварели!
Сразу хочу обратить внимание на связанные с особенностями композиции этим важные моменты. Постройки и деревья, расположены достаточно далеко (не на первом, и даже не на втором плане), они как бы нанизаны на тропинку, как бусинки на нитку. С одной стороны они находятся достаточно далеко и не могут быть слишком контрастными или слишком детализованными из-за визуального эффекта воздушной перспективы.
Окружающая нас атмосфера содержит различные газы, водяные пары и взвешенные в воздухе частицы. При прохождении через атмосферу световой луч частично рассеивается и поглощается ими. Поэтому, чем дальше расположены предметы (и чем ближе они соответственно к горизонту), тем они выглядят менее контрастно, а цвета более приглушенно. Причем тона сдвигаются в зависимости от времени суток в сторону голубоватых или сероватых.
С другой стороны, у нас эти бусики из домиков являются смысловым и композиционным акцентом. На первом плане у нас нет объектов, которые могли бы в этом с ними соперничать. Поэтому придется уделить их проработке значительное внимание.
Прежде чем приступить к рисованию, позаботимся об удобстве. Сделаем так, чтобы лист не коробился при смачивании. В институте мы использовали так называемый подрамник (или планшет) Смачивали бумаги и наклеивали ее. Как это делается можно посмотреть в статье по указанной под видео ссылке: https://www.google.com/amp/s/amp.livemaster.ru/topic/41392-kak-natyanut-list-bumagi-na-podramnik
При высыхании бумага всегда остается идеально натянутой. Но это имеет смысл только если планируется долгосрочная многослойная работа.
В обратном случае можно просто приклеить скотчем бумагу на доску или плотный картон (как показано на фото). Лично я просто покупаю акварельную бумагу в виде склейки. Это альбом, в котором все листы склеены почти по всему периметру. Бумага будет немного бугриться, но высыхая примет прежнюю форму. Я использую бумагу торшон 100 % хлопок.
Карандаш лучше брать не более мягкий, чем 2B. Более мягкий может испачкать рисунок, растворившись в краске. Исправлять и много стирать на акварельной бумаге не рекомендуется. Можно легко повредить поверхность, что приведет к появлению ненужных пятен. Поэтому, если есть неуверенность, можно сначала потренироваться на листе писчей бумаги. А потом нанести рисунок, используя минимум линий и исправлений.
Начинаем! Чтобы было легче перенести композицию с референса, разделяем его на несколько секторов.
Горизонт находится приблизительно на высоте 2/3 от высоты листа. Проводим линию. Если сложно сделать «на глаз», примените линейку.)
Делим лист пополам по горизонтали. Обнаруживаем, что жилой домик находится приблизительно по середине листа и чуть ниже горизонта.
На первом плане, ниже уровня 1/3 высоты листа расположены деревья.
Если разделить пополам правую половину листа, мы определим приблизительное место расположения башни. Конечно же стоит стремиться к излишней точности. Руководствуйтесь прежде всего Вашим ощущением гармоничности композиции, которая складывается на Вашем листе.
Холмы тоже не обязательно повторять идеально «один в один». Постарайтесь нарисовать их плавными, красивыми линиями.
Определив общие пропорции рисунка, переходим к проработке форм. Башня, прямоугольник с крышей. Рисуя деревья пробуем поймать их индивидуальность, они более угловатые и не совсем похожи на морковки).
Рисуя жилой дом, не пытаемся нарисовать все детали. Только контур. Остальное проработаем кистью.
Уточняем линию леса. Потом просматриваем композицию. Если что-то не устраивает. Исправляем. Аккуратно, стараясь не слишком нажимать стираем линии построения и лишние линии. Наш предварительный набросок готов!
Теперь начинаем работать акварелью. Рекомендую использовать минимум три кисти:
– большую (желательно мягкую, беличью) для больших заливок и смачивания листа,
– среднюю (упругую, возможно из синтетики) для проработки основных объемов,
– и тонкую (синтетика или колонок) для тонких деталей.
У разных производителей может быть разная нумерация, поэтому просто посмотрите размеры на видео)
Начинаем с неба. Смотрим на референс и находим самые светлые тона, которые есть на небе. Подбираем и делаем из них растяжку. Справа и нас желтый холодноватый потом переходит в более теплый справа холодный голубой.
Смачиваем участок неба водой. Подбираем цвета на палитре. Можно пробовать на бумажке.
К лимонной добавляем зеленый, чтобы сделать его более холодным. Потом постепенно вводим более теплые тона: золотистый, оранжевый и карминовый. В правом верхнем углу добавляем кобальт синий. На мой взгляд он более всего передает цвет холодной тучи на референсе.
Чтобы сделать плавный градиент, можно наклонить лист. Ждем, когда высохнет!
Каждый «сектор» полей на рисунке, смачиваем отдельно и покрываем краской. Так чтобы границы (касания цветовых пятен) были достаточно четкими. Движения кисти повторяют направление рельефа, чтобы подчеркнуть его. Используем эти краски: охра, оранжевая, золотистая и карминовая.
Самый дальний «сектор» (тот, что под горизонтом) должен быть по цвету самым мягким (вспоминаем о воздушной перспективе), не контрастным. Особо важно здесь поймать касание с цветовым пятном неба. Здесь оно достаточно контрастное (так обычно бывает перед грозой) В лимонный опять добавляем зеленый.
На «изгибах рельефа» используем охру, желто-зеленую и изумрудно-зеленую.
Изображая лес на первом плане, используем следующий прием: смачиваем пятно, чуть больше, чем планируем закрасить. Тогда линия края пятна будет свободно растекаться и хорошо имитировать пушистые ветки с листвой. Для изображения деревьев не стоит использовать чистые цвета из набора красок. В природе зелень выглядит гораздо разнообразнее. Стоит добавлять желтый, оранжевый и даже коричневый для тех мест, где зелень теплого оттенка. И оттенки синего (иногда фиолетового) для теневых или холодных участков.
Сначала берем самый светлый тон, потом сразу, не давая высохнуть проходим более темным (холодным), показывая теневые участки.
Когда первый красочный слой полностью высохнет. Переходим к деталям. Начинаем как всегда сверху. Рисуем облака. Подбираем более темный тон (тон облаков). Прорисовываем кистью границы облаков, заливаем светлым тоном. Потом «по мокрому» добавляем более темные тона.
Если нам не хватает глубины цвета на какой-либо цветовом пятне, можно использовать технику отмывки: покрыть ровным красочным слоем. Для этого на в кюветке палитры создаем раствор нужного цвета: набираем кистью воду, потом растворяем нужное количество красок, проверяем цвет на листочке белой бумаги. Главный секрет этого приема: всегда оставлять «водяной валик» перед кистью на границе окрашенного уже пятна. Чтобы краска не успевала засыхать и образовывать рваные края и неровности. Подробно можно посмотреть на видео:
Переходим к детализации.
Начинаем с самой верхней части: как всегда, чтобы было удобнее и не было опасности размазать свежие краски. Подчёркиваем касания с граничащими цветовыми полями: делаем темнее книзу. Все проработки делаем «по мокрому»! Сначала смачиваем лист в границах «сектора», потом наносим краску. Помогаем кистью ей растечься, если нужно. Технические подробности на видео:
Заключительный этап: рисуем постройки и деревья на заднем плане. Как уже говорилось, все они должны быть немного голубоватыми и не очень контрастными. Причем к не только сами по себе, но относительно фона. В акварели этот эффект можно достигнуть прозрачностью слоя. Технические подробности можете посмотреть на видео: https://www.youtube.com/watch?v=oMtbMcKPGR8
Материалы (это только рекомендация):
– бумага торшон (Torchon, 100% хлопок)
– кисти разных размеров: средние искусственные (Leonardo), тонкие колонок (Vallejo) и толстая (российская белка)
– акварельные краски «Лениград» от «Невской палитры» (кадмий лимонный, кадмий желтый средний, золотистая, кадмий оранжевый, охра желтая, сиена натуральная, карминовая, краплак красный, изумрудная зеленая, желто-зеленая, кобальт синий, сепия)
Референс можно посмотреть здесь: https://million-wallpapers.ru/strany-mira-1063-wallpapers/toskana-osen-168742.html